Входящие стрелки снизу указывают на поступление требования.
Стрелки выходящие вверх обозначают уход требования.


![]()


![]()
![]()


Предположим, что все требования обслуживаются в порядке поступления.
Установим связь между случайными величинами:
–
число требований, остающихся в системе в момент ухода требования
;
–
число требований, остающихся в системе в момент ухода требования
;
Рассмотрим два случая:
Первый имеет место, когда уходящее требование не оставляет
систему пустой, то есть
.
- время обслуживания
.
- число требований за
.

случай ![]()
Так как требования
покидает
систему ,
.
Второй случай имеет место, требование
оставляет систему пустой, то есть
, тогда
![]()

случай ![]()
Обобщая оба случая, приходим к выводу, что система M/G/1 характеризуется равенством:
.
Определим производящую функцию случайной величины
:
.
и производящую функцию предельной
случайной величины
:
.
Образуем производящую функцию от полученного равенства
,
.
Так как случайная величина
-
число требований поступивших за
не зависит от
– число требований в системе в момент ухода
требования
,
тогда
,
где
.
Так как входящий поток – пуассоновский, то имеем:
.
Меняя порядок операций суммирования и интегрирования, получаем:

Так как
.
Определяем теперь преобразование Лапласа плотности времени
обслуживания:
.
Сравнивая
, получим важный результат:
.
Преобразование Лапласа плотности вероятности времени
обслуживания в точке
равно
производящей функции распределения вероятностей числа требований за время
одного обслуживания
.
Итак:
;
.
Теперь отдельно рассмотрим




Решая относительно
, получим первое уравнение Поллячика-Хинчина
для преобразований:

Рассмотрим ещё раз временную диаграмму СМО типа M/G/O, предполагая, что все требования обслуживаются в порядке поступления

Дело в том, что соотношение
.
справедливо между любыми случайными величинами, одну из которых можно отождествить с числом поступающих требований при пуассоновском потоке, а другую – с промежутком времени, в течение которого подсчитывается число поступающих требований, поэтому

что можно вывести и непосредственно.
Учитывая
, первое уравнение Поллячика-Хинчина можно
записать в виде:
.
Введя замену переменной
, имеем

Это второе уравнение Поллячика-Хинчина для преобразований даёт выражение преобразования Лапласа распределения времени пребывания требования в системе.
Так как
и учитывая, что
– время обслуживания требования не зависит от
– времени
ожидания этого требования в очереди и, что при сложении двух независимых
случайных величин перемножаются преобразования Лапласа соответствующих функций
распределения, получаем третье уравнение Поллячика – Хинчина для
преобразования Лапласа распределения времени ожидания требования в очереди, то
есть

Различные производные производящей функции, вычисленные в точке z=1, дают возможность вычислить соответствующие моменты рассматриваемой случайной величины:

Точно также для непрерывных случайных величин можно найти
моменты, вычисляя в точке
соответствующие производные преобразования
Лапласа рассматриваемой случайной величины:



Используем теперь равенство для получения моментов случайной
величины
:

Полагая теперь
, то есть
, имеем
.
Мы получили хорошо обоснованное заключение о том, что
ожидаемое число поступающих требований за время одного обслуживания равно
, что согласуется с
полученными ранее результатом для G/G/1.

Уравнение Поллячика-Хинчина для преобразований позволяет найти моменты распределения числа требований в системе:
.



![]()


Дисперсия случайной величины x или второй центральный момент

здесь:
–
второй начальный момент;
–
квадрат первого начального момента;
Если обозначить:
–
нормированная дисперсия;
–
стандарт;
–
коэффициент вариации;
То учитывая:


Это и есть результат, к которому мы стремились. Это выражение представляет собой среднее число преобразований в системе M/G/1, которое обычно называют формулой Поллячика - Хинчина для среднего значения.

Среднее число преобразований в очереди![]()
,
так как из анализа системы G/G/1 следует, что
.
В качестве примера применения формулы Поллячика–Хинчина рассмотрим систему M/M/1
.
В качестве второго примера рассмотрим регулярное обслуживание, то есть систему M/D/1
.
Таким образом, система типа М/D/1 содержит на
требований меньше, чем
система М/М/1.
Для системы M/Er/1
.
Это позволяет сделать вывод, что
.
Задача 1:
Вычислительная сеть M/D/1 обслуживает поток задач, запросы на выполнение которых поступают в случайные моменты времени (в среднем 9 требований в час). На решение одной задачи необходимо 5 минут.
Определить математическое ожидание:
Времени реакции системы на запрос –
.
Времени ожидания в очереди –
.
Числа требований в системе –
.
Числа требований в очереди –
.
Числа требований в обслуживающем приборе –
.
Если в качестве модели системы выбрать модель M/D/1.
![]()
![]()
![]()



|
|
|
|
|
|
|
|
|
M/M/1 |
3 |
2,25 |
0,75 |
20 |
15 |
5 |
|
M/D/1 |
1,875 |
1,125 |
0,75 |
12,5 |
7,5 |
5 |
|
M/Er/1 |
2,438 |
1,688 |
0,75 |
16,25 |
11,25 |
5 |
Для системы G/G/m Кингман получил следующую оценку времени ожидания в очереди:
,

–
дисперсия промежуточного интервала времени между прибытиями;
–
дисперсия времени обслуживания;
–
математическое ожидание времени обслуживания;
–
математическое ожидание интервала между прибытиями;
–
коэффициент обслуживания.
Численные исследования показывают, что приближения
ухудшается с увеличением
и
, и улучшается с
увеличением
.