1. Композиционный анализ графического образа |
|
обязательно |
2. Проектирование концептуальной модели графического образа |
|
|
3. Проектирование концептуальной модели естественно-языкового образа |
|
|
Дата сдачи заданий ....………………….... |
|
(срок сдачи заданий 16 неделя). |
|
Преподаватель: |
|
ассистент кафедры ИУ5 |
|
В качестве исходного изображения была взята картина Левитана И.И. «Золотая осень Слободка». Источник электронной версии картины – сайт музея, где данная картина выставляется: http://www.rusmuseum.ru/ru/collections/paintings/xix-xx/cd173.html.
Левитан
И.И. «Золотая осень Слободка»
Холст,
масло. 43 х 59. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-4271.
Для тонового анализа изображения нужно:
а) освободимся от цветовой информации;
В Photoshop выберем
пункт Image->Mode->Grayscale.
б) настроим фильтр порога серого так, чтобы на изображении различались отдельные детали;
В Photoshop выберем пункт Image->Adjustments->Threshold.
в) разделим изображения на отдельно выраженные крупные пятна, убрав мелкие фрагменты
В Photoshop выберем пункт Filter->Noise->Dust&Scratch.
Белый цвет занимает верхнее пространство и большую площадь картины, поэтому будем считать, что фон светлый, так как белый цвет на схеме преобладает.
Присутствуют черные пятна 3-х размеров:
-большие – 1 шт (центральная часть картины – вокруг дороги (на рисунке - 2));
-средние – 2 шт (левая часть картины - лужайка около домов (на рисунке - 1), и нижняя правая часть картины – лужайка с кустом за огородами (на рисунке - 3))
-маленькие – много (на фоне – верхушка дерева, дома, а также пятна элементов поляны в нижней левой части картины и пр.)
В картине наблюдается выраженный центр (сложный способ выделения композиционного центра):
1- по признаку размера: большое пятно является единственным на картине;
2- на нюансе: контрастные белые мелкие пятна и среднее по величине пятно (в центре большого пятна) на черном фоне привлекают к себе внимание (т.к. зрение человека более восприимчиво к выделяющимся объектам);
3- расположение пятен свидетельствует о том, что центр картины на центральном большом пятне, в области среднего белого пятна, соответствующего стволу дерева у дороги.
По всем признакам композиционный центр находятся в центре большого черного пятна в области среднего по размеру белого пятна, соответствующего стволу дерева у дороги. Т.к. предположения о нахождении центра не противоречат друг другу, то будем считать, что композиционный центр картины найден – это дерево у дороги.
Ритм картины не монотонный, т.к. размеры пятен и промежутки между ними различны.
Черные пятна граничат и с левым, и с правым краями, т.е. по горизонтали
выходы пятен в края композиции сбалансированы, потому композиция воспринимается
как нечто цельное, что вполне комфортно.
По вертикали же выход пятен в края композиции несбалансирован и акцент
делается на нижнюю часть композиции, однако это не влияет на комфортность
композиции, в связи с тем, что выходы вверх и вниз не нуждаются в компенсации.
1.3. Цветовой
композиционный анализ
а) проанализируем яркость исходной картины;
Исходная картина написана ярко. Оранжевый цвет разных оттенков преобладает и наряду с использованием коричневого и зеленого позволяет заключить, что яркость цветов высокая (т.е. оказывает влияние на зрение человека, создавая тем самым некий цветовой образ картины).
б) сократить цветовую информацию до приемлемого уровня;
В Photoshop
выбрать пункт
Image->Adjustments->Posterize.
Выделить основные цвета картины и разделить их на 2 группы: холодные и теплые.
На схеме наблюдаем 6 цветов.
холодные:
- черный;
- голубой;
- лиловый;
- серый;
- салатовый.
теплые:
- белый;
- оранжевый.
- болотный;
- розовый;
- коричневый;
- каштановый;
- рыжий;
- желтый.
Холодные цвета занимают довольно небольшую область: пятна на небе, части изображений домов и леса, тени деревьев и домов. Остальная область картины выполнена теплыми цветами. Таким образом, значительное преобладание цветов, которых мы отнесли к «теплым», позволяет заключить, что в целом картина написана в теплых тонах.
в) с помощью ручного метода преобразуем в 2-х цветную схему, заполняя области «теплых» цветов белым цветом, а «холодных» - черным;
На схеме фон белый.
Присутствуют черные пятна 3-х размеров:
-большие – 2 шт. (левая часть картины – два слившихся дома (на рисунке – 1), и средняя часть картины – дом у дороги с забором (на рисунке – 2));
-средние – много (стены домов, элементы забора и пр.)
-маленькие – много (части изображения леса, лужаек, неба и пр.)
В картине наблюдается 2 конкурирующих центра (сложный способ выделения композиционного центра):
1- на нюансе: единственное среднее белое пятно (крыша дома) на фоне левого черного большого пятна привлекает внимание. Соответственно центр находится в центре белого пятна;
2- по расположению: в центре схемы расположенные по окружности средние и малые пятна и большое пятно привлекают внимание, акцентируемое также еще и тем, что в центре самой окружности расположено среднее черное пятно с маленьким белым на нем. Соответственно центр находится между центром окружности и центром белого пятна на среднем черном пятне внутри окружности.
Композиционным центром будем считать середину отрезка, соединяющего эти два центра.
Ритм картины не монотонный, т.к. размеры пятен и промежутки между ними различны.
Одно большое пятно расположено вплотную к левому краю, в то время как
другое большое пятно расположено по центру, из-за чего создастся впечатление,
что наш лист обрезан слева и является правой частью большего листа, что
доставляет некоторый дискомфорт. Вместе с тем, что по вертикали выход пятен в
края композиции также несбалансирован и смещен к низу, можно сказать, что
акцент делается на нижнюю левую часть композиции.
1.4.
Линейный композиционный анализ
1) Сформировать линейную композицию из схемы после Grayscale, используя фильтр:
Filter (Фильтр) ® Stylize (Стилизация) ® Find Edges (Выделение краев);
2) Отредактировать полученное изображение с помощью метода:
Image (Изображение) ® Brightness/Contrast (Яркость/Контраст).
3)Используя инструменты рисования: Paintbrush (Кисть), Eraser (Ластик) дорисовать недостающие линии и стереть ненужные линии композиции.
На схеме различимы дома, деревья, забор, дорога, кустарник около дерева слева, контур леса за домами, вершина дерева около дома справа. По сути именно эти объекты представляют собой фигуры средних и крупных размеров на картине. Все основные объекты расположены слева от забора, при этом можно различить фигуры, по периметру которых они расположены. Центр треугольника, объединяющего центры этих фигур, и представляет собой композиционный центр схемы.
Поэтому будем считать, что композиционный центр картины – между двумя деревьями на переднем плане в центре картины.
Стоит заметить, что, на мой взгляд, контур леса еще более усиливает акцент ни нижнюю часть картины, вызванный несбалансированностью выхода пятен по вертикали. Впечатление, что наш лист обрезан слева и является правой частью большего листа, также усиливается тем, что практически все основные элементы схемы расположены в левой половине и один из элементов (дом слева) прижат в плотную к левому краю.
1.5. Общий композиционный
анализ.
В общем можно сказать, что основными элементами композиции являются 2 дерева на переднем фоне, дома в левой части картины и около дороги, дорога, забор и контур леса, т.к. основное внимание концентрируется на них.
В целом можно сказать, что картина написана в теплых тонах.
Пространственная перспектива
картины – сферическая, что особенно заметно по крайнему левому дому. При этом
линия диаметра сферы содержит контур леса на заднем фоне, в то время как другие
объекты расположены по стенкам сферы.
Из-за того, что выявленные композиционные центры расположены в левой
части картины и цветовой пятно крайнего левого дома, выполненное в холодных
цветах, расположено в плотную к левому краю, создастся впечатление, что наш
лист обрезан слева и является правой частью большего листа.
Заметим, что в результате 3-х различных анализов были получены различные композиционные центры. Если объединить их, как показано на рисунке, то можно предположить, что общий композиционный центр расположен между двумя деревьями на переднем фоне и является центром треугольника, содержащего в вершинах найденные композиционные центры. На рисунке он выделен синим крестиком.
2. Проектирование концептуальной модели
графического образа.
Цель работы:
Приобретение практических навыков семиотического описания графических образов.
Задачи работы:
- Разработка концептуальной модели.
- Разработка схемы концептуальной модели.
В качестве исходного изображения была взята картина Левитана И.И. «Золотая осень Слободка». Источник электронной версии картины – сайт музея, где данная картина выставляется: http://www.rusmuseum.ru/ru/collections/paintings/xix-xx/cd173.html.
Левитан
И.И. «Золотая осень Слободка»
Холст,
масло. 43 х 59. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-4271.
Выделим на картине объекты, разделив их на 2 группы:
Передний
план |
Задний
план |
|
14. Поле |
|
15. Лес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделим процессы:
16. Деревья желтеют
17. Ветер дует
18. Облако плывёт
Выделим микроситуации:
19. Ветер колышет листья деревьев
20. Облако плывёт по небу
Выделим макроситуации:
21. Осенний день
Приведем свойства объектов:
Таблица «Объекты»
Название объекта |
Концептуальные св-ва |
Деннотативные св-ва |
Коннатативные св-ва |
1. Береза |
дерево из семейства березовых, свойственные умеренному поясу сев. полушария |
Опадающая, рыжая, прямая |
Печальная, одинокая |
2. Дерево |
самое крупное и рослое растение, которое выгоняет от корня один пень или лесину и состоит из древесины, древесных волокон, придающих ему плотность и крепость |
Опавшее, коричневое, ветвистое |
Грустное, брошенное, замерзшее |
3. Дорога |
накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода |
Изогнутая, земляная, длинная |
Бегущая вдаль, задумчивая |
4. Забор |
глухая ограда (соизмеримая с человеческим ростом) |
Старый, деревянный, изогнутый |
Больной, падающий |
5. Дом |
строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. |
Серый, стоящий на окраине, стоящий к нам задней стороной |
Монах, слепой, одинокий |
6. Роща |
небольшой, чаще обособленный от основного лесного массива лесной участок, состоящий обычно из лиственных пород одного возраста (берёзовая, дубовая Р.) |
Рыжая, березовая, небольшая |
Веселая, говорящая |
7. Дом |
строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. |
Стоящий около березовой рощи, небольшой, старый |
Говорящий с рощей, брошенный |
8. Дом |
строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. |
Стоящий справа от дороги, серый, большой |
Ждущий, задумчивый |
9. Дом |
строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. |
Стоящий слева от дороги, повернутый к дороге, стоящий за деревьями |
Скрытный, боящийся |
10. Трава |
всякое однолетнее растение, или растение без лесины, у которого стебель к зиме вянет, а весною от корня идет новый; сорное, дикое растение, мельче куста; всякое былие, зябь, однолетнее прозябенье, злак и зелье |
Желтеющая, местами зеленая, невысокая |
Пессимистичная, ждущая |
11. Дом |
строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. |
Светлый, освещенный солнцем, большой |
Празднующий, радостный |
12. Небо |
бесконечное, выспренее пространство, окружающее
землю нашу; вся ширь и глубь вселенной, иногда со включением мироколицы нашей |
Голубое, широкое, высокое |
Мудрое, всепроникающее |
13. Облако |
скопление в атмосфере продуктов конденсации
водяного пара в виде огромного числа мельчайших капелек воды или кристалликов
льда либо тех и других. |
Серое, перистое, большое |
Одинокое, печальное, грустное |
14. Поле |
простор за городом, селеньем, безлесная, незастроенная, обширная равнина; |
Далекое, расположенное за домами, широкое |
Сползающее |
15. Лес |
пространство покрытое, растущими и рослыми деревьям |
Далекий, коричневый, длинный |
Тянущийся, защищающий |
Таблица «Процессы»
Процесс |
Концептуальные св-ва |
Деннотативные св-ва |
Коннатативные св-ва |
16. Деревья желтеют |
|
Постепенно |
Печально, грустно, прощаясь |
17. Ветер дует |
|
Тихо, холодно |
Предостерегающе |
18. Облако плывёт |
|
Медленно |
Задумчиво |
19. Солнце светит |
|
Слабо, не грея |
Обманчиво |
Таблица «Микроситуации»
Микроситуация |
Составляющие
объекты |
Составляющие
процессы |
Коннатативные
св-ва |
20. Ветер колышет листья деревьев |
Деревья, роща, лес |
Ветер дует |
Предостерегающе, ласково |
21. Облако плывёт по небу |
Небо |
Облако плывёт |
Задумчиво |
Таблица «Макроситуации»
Макроситуация |
Состав-щие
ситуации |
Сост-ие
проц. и объекты |
Коннатативные
св-ва |
22. Осенний день |
Ветер колышет листья деревьев, Облако плывёт по небу |
Деревья желтеют, Солнце светит |
Печальный |
2.3. Схема концептуальной
модели графического образа.
На следующей странице представлена схема
концептуальной модели графического образа, созданная при анализе графического
образа по картине Левитана И.И. «Золотая осень
Слободка».
В этой схеме приняты следующие
обозначения:
О1 – О15 – объекты, выделенные из данного
графического образа (их условно-графическое обозначение соответствует номерам объектов в таблице);
О16 – О19 – процессы, выделенные из
данного графического образа (их условно-графическое обозначение
соответствует номерам объектов в
таблице);
О20 – О21 – микроситуации, выделенные из
данного графического образа (их условно-графическое обозначение
соответствует номерам объектов в
таблице);
О22 – макроситуации, выделенные из
данного графического образа (их условно-графическое обозначение
соответствует номерам объектов в
таблице);
Пространственное отношение Отношение вхождения в ситуацию, процесс
Совершение действия по отношению к объекту
объекты микроситуации
макроситуации
процессы
3. Проектирование концептуальной модели
естественно-языкового образа.
В качестве исходного изображения была взята картина Левитана И.И. «Золотая осень Слободка». Источник электронной версии картины – сайт музея, где данная картина выставляется: http://www.rusmuseum.ru/ru/collections/paintings/xix-xx/cd173.html.
Левитан
И.И. «Золотая осень Слободка»
Холст,
масло. 43 х 59. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-4271.
3.2. Список имен
образов предметов и субъектов,
встречающихся в естественно-языковом описании.
Выделим в описании объекты:
1) деревня;
2) проселок;
3) избы;
4) огороды;
5) поля;
6) перелески;
7) опушка;
8) березка;
9) листва;
10) земля;
11) заросли;
12) лес.
Выделим процессы:
13) березка растет;
14) листва опадает;
15) березка светится;
16) проселок извивается и уходит вдаль
Выделим микроситуации:
17) березка растет среди огородов;
18) березка светится золотом опадающей листвы.
19) дымка смягчает очертания леса
Выделим макроситуации:
20) осенний день.
Приведем свойства объектов:
Таблица «Объекты»
Название объекта |
Концептуальные св-ва |
Деннотативные св-ва |
Коннатативные св-ва |
1. Деревня |
крестьянское селенье, в котором нет церкви |
Русская, простая |
Задумчивая |
2. Проселок |
грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами |
Узкий |
Уходящий вдаль, извивающийся, одинокий |
3. Избы, мн. От Изба |
крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом |
С огородами, среди полей, серебристо-серые |
Одинокие |
4. Огороды, мн. от Огород |
сад при русской усадьбе XV-XVII вв., в котором выращивались в основном плодовые деревья и кустарники, а также овощи и цветы |
Опустевшие |
Брошенные |
5. Поля, мн. от Поле |
простор за городом, селеньем, безлесная, незастроенная, обширная равнина |
Многочисленные |
|
6. Перелески мн. от Перелесок |
узкая полоска леса, соединяющая два леска, острова |
Многочисленные |
|
7. Опушка |
кустарниковые насаждения, окаймляющие лесные массивы, куртины, крупные древесно-кустарниковые группы по периметру |
Лесная, обычная |
Молчаливая |
8. Березка |
дерево из семейства березовых, свойственные умеренному поясу сев. полушария |
Растущая среди огородов |
Светится золотом листвы |
9. Листва |
листья дерева, куста |
Не опавшая |
Нарядная |
10. Земля |
Почва, самая поверхность, верхний слой суши |
Лиловато-коричневая |
|
11. Заросли |
Кустарник и побеги, молодежник, коим заросло запущенное место. |
|
Подступившие к огородам |
12. Лес |
пространство покрытое, растущими и рослыми деревьями |
С очертаниями, смягченными дымкой |
Меняющий цвет своего наряда |
Таблица «Процессы»
Процесс |
Концептуальные св-ва |
Деннотативные св-ва |
Коннатативные св-ва |
13. Березка растет |
|
Годами |
Одиноко |
14. Листва опадает |
|
Постепенно |
|
15. Березка светится |
|
Ярко |
|
16. Проселок извивается и уходит вдаль |
|
|
Одиноко |
Таблица «Микроситуации»
Микроситуация |
Составляющие
объекты |
Составляющие
процессы |
Коннатативные
св-ва |
17. Березка растет среди огородов |
Огороды |
Березка растет |
Одиноко |
18. Березка светится золотом листвы |
Листва |
Березка светится |
|
19. Дымка смягчает очертания леса |
Лес |
|
|
Таблица «Макроситуации»
Макроситуация |
Состав-щие
ситуации |
Сост-ие
проц. и объекты |
Коннатативные
св-ва |
20. Осенний день |
Березка растет среди огородов, Березка светится золотом листвы, Дымка смягчает очертания леса |
Проселок извивается и уходит вдаль, Листва опадает, Деревня |
Замерший |
3.3. Схема концептуальной модели
естественно-языкового описания.
На следующей странице представлена схема
концептуальной модели графического образа, созданная при анализе естественно-языкового
описания картины Левитана И.И. «Золотая осень
Слободка».
В этой схеме приняты следующие
обозначения:
О1 – О12 – объекты, выделенные из данного
графического образа (их условно-графическое обозначение соответствует номерам объектов в таблице);
О13 – О16 – процессы, выделенные из
данного графического образа (их условно-графическое обозначение
соответствует номерам объектов в
таблице);
О17 – О19 – микроситуации, выделенные из
данного графического образа (их условно-графическое обозначение
соответствует номерам объектов в
таблице);
О20 – макроситуации, выделенные из
данного графического образа (их условно-графическое обозначение
соответствует номерам объектов в
таблице);
Отношение принадлежности
Совершение действия по отношению к объекту
объекты микроситуации
макроситуации
процессы